2019-06-07 › Творчество современных туркменских керамистов или о чём поведала глина


В панораме культурной жизни столицы событием, вызвавшим всплеск интереса, стала выставка работ туркменских художников-керамистов, которую составили 250 ярких произведений Гуляры Бабаевой, Бахар и Байрама Аннагулыевых.

В последнее десятилетие в нашей стране этот вид изобразительного искусства активно развивается. Наряду с такими замечательными художниками-керамистами, как Солмаз Мухаммедова и Марал Атаева, создавшими свои творческие школы, появились новые яркие мастера – Дилбер Умарова и Гуляра Бабаева со своими последователями.

Примечательно, что устроители не стали зонировать экспозиционный зал по принципу авторства, а сгруппировали работы согласно их тематической направленности. Здесь так много впечатляющих работ, что пришедшим на выставку посетителям, а их было очень много, приходилось останавливаться буквально на каждом шагу и восхищаться практически каждым произведением.

- Глина таит в себе магию, - говорит Гуляра, - достаточно прикоснуться к ней, и она не отпустит от себя до тех пор, пока не родится в руках новое произведение.

Думаю, талант почувствовать в комочке глины сюжет будущей работы, характер персонажа дарован в большей степени женщине. Успешный керамист - чуткий человек, вторящий при воплощении идеи энергетике материала, наделенный от природы тонким вкусом, богатой фантазией и невероятным трудолюбием. Не выбивается из этого ассоциативного ряда и творчество Байрама Аннагулыева – эклектичное по духу и эстетичное по сути, но к нему мы вернёмся чуть позже.

На мой взгляд, самая лучшая работа Гуляры Бабаевой – её непревзойденные «Три подруги». Эти чрезмерно вытянутые, холеные лица девушек с надменным выражением принадлежат не иначе как законодательницам моды, где-то даже конкурирующим между собой. Они настолько забавны, что навсегда остаются в памяти.

Да, с юмором у Гуляры Бабаевой все хорошо, иначе не появилось бы такого произведения, как «Яртыгулак, едущий на черепахе». В смысле удобства передвижения черепаха для Яртыгулака - самое то, а вот в смысле скорости – конечно же, оставляет желать лучшего. Зато какое получилось забавное произведение.

Другая интересная работа – «Мираж» - поднятый со дна моря сосуд с пробоиной, из которой сыплются золотые старинные монеты. Или же «Джаппаки, играющие в футбол». Известные народные весельчаки «ужасно» сосредоточены на движении мяча по полю. Это что-то новое в их практике.

А вместе с тем Гуляре прекрасно удаются произведения философской направленности. К примеру, работа «Продолжение жизни», в которой в лопнувшем c одной стороны кувшине сидит ребенок. Гуляра Бабаева рассматривает древний сосуд как сакральный, проведя аналогию с утробой матери, вынашивающей ребенка. На эту ассоциацию наталкивает аладжа, связывающая шейку сосуда с сидящем в его чреве младенцем. Как известно, оберег аладжу плетут матери для своих детей, чтобы уберечь их от хвори и сглаза.

Визитная карточка другого керамиста - Бахар Аннагулыевой – «Влюбленные павлины». Красивые птицы, транслирующие поэтику любви, восхищают и запоминаются, порождая зрительский интерес к творчеству их автора.

Женщина – главная героиня авторской коллекции Бахар. Её великолепные «Танцовщицы», композиция из четырех женских фигур, оставляют впечатление одухотворённости и национального колорита. А работа «Туркменские девушки» передаёт объёмность характеров.

Впечатляет композиция Бахар с говорящим названием «Великий шелковый путь». Три верблюда, навьюченные ценными товарами, стойко преодолевают изнурительный маршрут через бескрайние Каракумы, направляясь в дальние страны.

Оригинальна и искрит эмоциями произведение художницы «Мальчишки под одеялом». Это надо же придумать такое – уложить мальчишек спать и накрыть их одеялом из керамики!

Самая яркая и впечатляющая, на мой взгляд, работа Байрама Аннагулыева - «Три дракона». Наверное, почти каждого керамиста одолевают мысли о предназначении кувшина в жизни предков. Философские размышления на эту тему Байрама воплотились в сосуде, в боковине которого художник воздвиг арку с туркменской женщиной.

Сюжетная роспись двуярусного кувшина с высокой горловиной под названием «Древний Мерв» повествует о ярких страницах из жизни маргушцев, наших предков, оставивших яркий след в истории мировой цивилизации.

А вот - декоративный кувшин с тюльпанами – цветочная тема также близка Байраму Аннагулыеву. Оригинальность в раскрытии сюжета отличает также произведения «Кактус» и «Композиция с вьюном».

- Я в восторге от выставки, - делится впечатлениями керамист из Лебапа Дилбер Умарова, - столько креативных идей, тем, художественных приемов! Чувствуется, что творчество этих художников – очень живое и трепетное, оно пульсирует, эволюционирует, вдохновляет.

источник: http://turkmenistan.gov.tm/?id=18921